Знакомство с Замостами

Знакомство с Замостами

Как и положено всякому православному местечку слева за мостом установлен поклонный крест. Когда-то он был деревянный с резьбой, да во время бури повалился. От креста медленно двигайтесь метров 50 до первого перекрёстка.

Происхождение названия «Замосты» – очевидно и не вызывает вопросов. А евреи называли это место «Заставье». Вероятно, от польского слова «staw» – пруд, сажалка. Здесь на реке чрезвычайно удобно организовать промышленный лов рыбы: перегородить (заставить) речной поток сетями и всех впускать – никого не выпускать.

«Деревня вела бедную, тихую жизнь. Мы жили тем, что дал нам Бог: один-торговлей, другой-полевыми работами, третий-поездкой в город за мукой, тканями, лесом или чем-то подобным. Несколько десятков семей зарабатывали на жизнь тем, что работали на пивоварне Ашера Гутермана, известной по всему региону своим пивом…. Жизнь в этой деревне текла тихо и мирно, так же тихо и гладко, как протекала наша река Лесная, протекавшая между высокими зелеными холмами. Каждый мирно ухаживал за своим садом «в поте лица своего», каждый ел с трудом заработанный кусок хлеба со своими немногочисленными овощами, которые всем в полной мере дала Добрая Мать-Земля.»

Агрофишкой замостовцев были огурцы и «цыбуля» (лук). Все грядочки были ровные, как под шнурок, формование которых было не меньшим искусством, чем лепка высокохудожественных скульптур. Для этой цели использовался специальный инструмент – «рыдэль» (лопата с короткой ручкой). Аромат лука стоял по всем Замостам, вышибая слезу у неподготовленного прохожего. Выращенный урожай возили на продажу в Брест, а завистливые языки прозвали таких хозяев «цыбульниками». Хоть горшком назови, только в печь не ставь, ибо звук звонкой монеты всегда вознаграждал труд на земле.

Привычные для нас «боцяны» (аисты) у людей из больших городов вызывают восторг, бурю эмоций и желание сделать побольше памятных фотографий, а ещё лучше «селфи» в обнимку с красноклювым. Порой и самому приходится подолгу с открытым ртом рассматривать огромные в несколько центнеров аистиные гнёзда, внутри которых устраивают себе коммунальные квартиры наглые воробьи. Для многих местных прилёт аиста – это событие, которого ждут и радуются, когда он пролетит над домом. При этом перекрестят его и шёпотом поприветствуют. Хорошая примета – увидеть весной первого аиста в полёте, а не сидячим: быть добру! А затем делать ставки на то, сколько вылупится птенцов. Наблюдать, когда они поднимут свои головы с чёрными вороньими клювами и начнут становиться на ноги. Сочувствовать родителям, которые спят на «ко́минах» (печных трубах) или ветвях сухих деревьев, потому что в гнезде уже нет места для большой семьи. И с волнением ожидать момента, когда кто-то из подростков полетит – значит через месяц придёт осень.

С интересом и эстетическим удовольствием можно наблюдать и наполнять разными смыслами узоры на фронтонах деревянных домов. Окошко, как икона, украшено рушником и в тоже самое время оно, как Солнце, согревает выложенные досочками «ржаные колосья» будущего хлеба. А под ветровыми досками резные облака, поливающие дождём эти поля. В одном из домов, в котором когда-то выпекался и продавался хлеб, дверь украшена Солнцем. Но если постоять и пофантазировать, то можно представить, будто это разрезанный свежий хлеб, от которого в разные стороны исходит тепло и смачный аромат.

Сворачивайте направо на улицу Подречную и через 100 метров присядьте на бережке реки под тенистой вековой вербой.

Фотогалерея

Знакомство с Замостами
Знакомство с Замостами
Знакомство с Замостами

Схема проезда: